Положение
о выплатах стимулирующего характера работникам общеобразовательных учреждений и порядке распределения стимулирующей
части фонда оплаты труда учителей в общеобразовательных учреждениях
Коломенского муниципального района
В соответствии с Положением об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 28.06.2007 г. № 462/22 «Об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Московской области» в заработную плату учителей в общеобразовательных учреждениях входят выплаты стимулирующего характера.
Настоящее Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда образовательного учреждения (далее Положение) отражает критерии и показатели качества и результативности труда учителей образовательных учреждений, лежащие в основе определения размера стимулирующей надбавки, порядок расчета и выплаты стимулирующих надбавок.
Положение учитывает виды, условия, размеры и порядок выплат стимулирующего характера, которые общеобразовательное учреждение определяет самостоятельно. Установление выплат стимулирующего характера производится с учетом показателей результатов труда, утверждаемых локальными нормативными актами учреждения с учетом мнения представительного органа работников и (или) органа государственно-общественного управления.
Решение по данному вопросу закрепляется в коллективном договоре и (или) в решении государственно-общественного органа управления.
Каждое общеобразовательное учреждение Коломенского муниципального района на основе данного Положения разрабатывает и утверждает локальный нормативный акт (Положение о выплатах стимулирующего характера работникам конкретного общеобразовательного учреждения о порядке распределения стимулирующей части фонда оплаты труда учителей) и согласует его с учредителем.
В Положении должны быть обозначены критерии для расчета выплат стимулирующей части фонда оплаты труда учителей, такие как:
1. Успешность учебной работы (динамика учебных достижений учащихся, в т.ч. на внешкольных олимпиадах, конкурсах)
2. Активность во внеурочной, воспитательной деятельности
3. Обобщение и распространение передового педагогического опыта
4. Участие в методической, научно-исследовательской работе
5. Использование современных педагогических технологий, в т.ч. информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих, в процессе обучения предмету
6. Повышение квалификации, профессиональная подготовка.
7. Субъективная оценка со стороны родителей обучаемых школьников
8. Субъективная оценка со стороны обучаемых школьников
9. Дополнительный критерий (устанавливается ОУ самостоятельно)
Приведенные в таблице критерии являются примерными и могут быть изменены и дополнены общеобразовательным учреждением в соответствии с его миссией и целями. При этом важно исходить из того, что эти надбавки должны стимулировать учителя к более качественному, эффективному, результативному (с точки зрения образовательных достижений учащихся) труду. Каждому критерию присваивается определенное максимальное количество баллов (общая сумма баллов по всем критериям в предлагаемой таблице равна 100). Весовое значения каждого критерия в баллах также является примерным, т.е. общеобразовательное учреждение вправе самостоятельно определить максимальное количество баллов по каждому критерию, исходя из своих целей и задач, социального заказа, реализуемой программы развития.
Для измерения результативности труда педагогического работника по каждому критерию вводятся показатели (К1 – К15) и шкала показателей.
В предлагаемом варианте наибольшее количество баллов присвоено критериям, стимулирующим учителя к достижению учащимися наибольших успехов в учебной деятельности. В соответствии с миссией, целями и конкретным социальным заказом возможна корректировка как самих критериев и показателей, так и их весового значения в баллах в сторону усиления воспитательных эффектов, положительных результатов в социализации учащихся и др.
Расчет размеров выплат из стимулирующей части ФОТ целесообразно производить по результатам отчетных периодов (полугодий), что позволяет учитывать динамику учебных достижений. Накопление первичных данных для расчета показателей (К1 – К13) ведется в процессе мониторинга профессиональной деятельности каждого учителя в рамках внутришкольного контроля.
Для расчета К1, К2, К3 возможно использовать как итоговые оценки по предмету за отчетный период (четверть, полугодие), так и результаты срезовых административных (школьных и (или) муниципальных) работ. Предпочтительным является использование преимущественно внешней по отношению к учителю оценки учебных достижений учащихся – результаты ЕГЭ, новая форма аттестации выпускников основной школы, административные контрольные работы и т.п., что позволит более объективно оценить учебные достижения учащихся.
Для расчета показателя К4 невозможно определить исчерпывающий перечень мероприятий – олимпиады, конкурсы, конференции, семинары и др., участие и (или) победа в которых учащихся является основанием для стимулирующих выплат учителю. Каждое общеобразовательное учреждение самостоятельно формирует этот перечень в зависимости от специфики образовательного учреждения, с учетом традиций и иных условий.
Для расчета показателей К5 и К6 потребуется дополнительная разработка форм учета занятий учителя со слабоуспевающими и хорошо успевающими учащимися. Для администрации общеобразовательного учреждения возникает необходимость создания условий для такой работы (планирование времени и места проведения дополнительных занятий, учет и контроль их проведения), что может стать дополнительным критерием для определения стимулирующей надбавки руководителю общеобразовательного учреждения. Результативность работы учителя со слабоуспевающими и хорошо успевающими учащимися учитывается в показателе К3.
При расчете показателя К7 учитываются только не вошедшие в тарификацию часы, так как тарифицированные часы оплачиваются в составе базовой ставки. Этот показатель предназначен для стимулирования не входящей в функциональные обязанности учителя деятельности по дополнительному, расширенному, углубленному изучению предметов. Возможен и другой подход, когда при расчете этого показателя учитываются и тарифицированные часы факультативов и других подобных занятий. В таком случае происходит стимулирование привлечения учащихся к занятиям, для них не являющихся обязательными.
Поскольку воспитательная работа входит в функционал классного руководителя и соответственно оплачивается, то при расчете показателя К8 предлагается учитывать только ту воспитательную работу педагогического работника, которая не входит в функционал классного руководителя (например, организация и проведение предметных недель, экскурсий, туристических походов и др.)
Введение показателя К9 исходит из того, что обобщение и распространение передового педагогического опыта с использованием мастер-классов, открытых уроков, выступлений на конференциях, семинарах, круглых столах, опубликования работ, наставничество в отношении молодых учителей ведет к повышению качества и результативности деятельности не только собственной, но и тех, кому транслируется передовой опыт, что приводит к общему повышению качества образования. Предложенный в таблице перечень форм обобщения передового педагогического опыта является примерным. Конкретный перечень форм обобщения и распространения передового педагогического опыта учитываемых при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда формируется общеобразовательным учреждением в соответствии со своей спецификой.
Показатель К10 возможно учитывать и в случае применения собственных методических и дидактических разработок, рекомендаций, учебных пособий, как в собственной профессиональной деятельности, так и в случае применения этих разработок другими учителями. Общеобразовательное учреждение самостоятельно определяет формы экспертизы, признания (сертификации) педагогических разработок, результативности их применения и дает рекомендации по их применению. Это могут быть заседания педагогического совета, школьного или муниципального методического объединения учителей, научно-методического совета и др. Также в этом показателе учитывается инновационная и экспериментальная деятельность педагогического работника.
Для полноценного использования показателя К11 необходимо наладить учет использования мультимедийных средств обучения, компьютерных программ, видео, аудио аппаратуры и пр., здоровьесберегающих технологий. Согласно существующей практике применение этих средств должно отражаться в классном журнале, но, поскольку эти сведения практически ни на что не оказывали влияния, большинство учителей эту работу не вели. Особого внимания заслуживает применение здоровьесберегающих технологий, применение которых находятся в компетенции учителя. Образовательному учреждению необходимо составить перечень таких технологий, наладить их учет и контроль. Поскольку материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях имеет значительные различия, то и возможности применения ИКТ и других передовых технологий серьёзным образом зависят от конкретных условий. Поэтому при расчете этого показателя предлагается использовать экспертную оценку использования современных педагогических технологий в процессе обучения предмету каждым педагогическим работником.
Расчет показателя К12, стимулирующего повышение квалификации, профессиональную подготовку не вызовет трудностей в части повышения квалификации и профессиональной подготовки в различного рода образовательных учреждениях, выдающих по результатам обучения сертификаты. Сложнее обстоит дело с повышением квалификации в форме самоподготовки, учет которой трудно формализовать и учитывать. Общеобразовательное учреждение самостоятельно определяет, какие виды повышения квалификации и профессиональной подготовки оно будет учитывать при распределении стимулирующей части ФОТ.
Предлагаемые показатели К13 и К14 субъективная оценка со стороны родителей обучаемых школьников и субъективная оценка со стороны самих школьников сопряжены с наибольшим риском ввиду неразработанности методик социальных опросов этих категорий участников образовательного процесса. Тем не менее, необходимость оценки качества и результативности работы учителя обществом стала требованием времени и общества.
Показатель К15 вводится общеобразовательным учреждением и отражает специфику его деятельности. Это могут быть дополнительные показатели качества и результативности работы в классах углубленного изучения за освоение и внедрение программ повышенного уровня (если за работу в таких классах не выплачивается компенсирующая надбавка), дополнительные показатели качества и результативности работы в классах компенсирующего обучения (в таких классах трудно добиться большого количества четверок и пятерок, что ставит учителей в неравное положение по сравнению с работающими в продвинутых классах) и т.д.
Порядок определения размера стимулирующих выплат
Поскольку новая система оплаты труда вводится с 1.09.07, то и стимулирующие надбавки должны быть определены не позднее начала сентября 2007 года. Для этого предлагается:
1. Произвести подсчет баллов за 2006 - 2007 учебный год по максимально возможному количеству критериев и показателей для каждого педагогического работника. Например:
Иванов И.И. – 62 баллов
Петров П.П. – 60 баллов
Сидоров С.С. – 78 баллов
2. Суммировать баллы, полученные всеми педагогическими работниками (общая сумма баллов) 62 + 60 + 78 = 200 баллов
3. Размер стимулирующей части ФОТ, запланированного на период с сентября по декабрь 2007 включительно, разделить на общую сумму баллов. В результате получаем денежный вес (в рублях) каждого балла. Предположим, что ФОТстим. = 200000 руб., тогда 200000 руб.: 200 = 1000 руб.
4. Этот показатель (денежный вес) умножаем на сумму баллов каждого учителя. В результате получаем размер стимулирующих выплат каждому учителю за период с сентября по декабрь включительно. Выплачивать их можно равными долями ежемесячно с сентября по декабрь, или единовременно (например, в декабре).
Иванов И.И. – 1000 руб. * 62 = 62000 руб., т.о. ежемесячно 62000:4=15500 руб.
Петров П.П. – 1000 руб. * 60 = 60000 руб., т.о. ежемесячно 60000:4=15000 руб.
Сидоров С.С. – 1000 руб. * 78 = 78000 руб., т.о. ежемесячно 78000:4=19500 руб.
5. С сентября по декабрь 2007 г. в рамках внутришкольного контроля ведется мониторинг профессиональной деятельности каждого учителя по утвержденным критериям и показателям.
6. В январе 2008 г. подсчитывается сумма баллов, полученных всеми учителями (общая сумма баллов).
7. Размер стимулирующей части ФОТ, запланированного на период с января по июнь 2008 г. включительно, разделить на общую сумму баллов всех учителей, т.о. определив денежный вес одного балла.
8. Произвести подсчет стимулирующей части ФОТ каждого учителя, умножив денежное выражение одного балла на сумму баллов каждого учителя. Полученный размер стимулирующей части ФОТ каждого учителя выплачивать единовременно 2 раза в год за периоды сентябрь-декабрь и январь-июнь. Отпуск оплачивается исходя из средней заработной платы работника, в которой учтены стимулирующие выплаты. Период после отпуска до начала учебных занятий также оплачивается исходя из средней заработной платы учителя, в которой учтены стимулирующие выплаты.
9. Управляющий совет по вопросу распределения стимулирующей части ФОТ в 2007/2008 учебном году должен провести 3 заседания:
1) Утверждение Положения о распределении стимулирующей части ФОТ;
2) Рассмотрение и утверждение представленных директором образовательного учреждения результатов мониторинга профессиональной деятельности каждого учителя в 2006/07 учебном году и определение размера стимулирующей надбавки каждому учителю в сентябре – декабре 2007 года;
3) Рассмотрение и утверждение представленных директором результатов мониторинга профессиональной деятельности каждого учителя и определение размера стимулирующей надбавки каждому учителю в январе – июне 2007 года.
В целях усиления роли стимулирующих надбавок за результативность и качество труда и повышения размера этих надбавок целесообразно по решению общественного совета школы определить минимальное количество баллов, начиная с которого устанавливается надбавка.
Приложение № 1.
КРИТЕРИИ
для расчета выплат стимулирующей части фонда оплаты труда учителей
№ п/п |
Критерии |
Показатели |
Расчет показателя |
Шкала |
Максимальное число баллов по критериям |
1. |
Успешность учебной работы (динамика учебных достижений учащихся, в т.ч. на внешкольных олимпиадах, конкурсах) |
Качество освоения учебных программ: К1
К2
Динамика учебных достижений К3
Результативность участия в олимпиадах, конкурсах и др. К4 |
Кол-во уч-ся, получивших «4», «5» по итогам периода/численность обучающихся (учитывается специфика: для учителя математики – к учащимся, которым преподается предмет; для учителя начальных классов – к учащимся его класса и т.п.).
Кол-во уч-ся, получивших «1», «2» по итогам периода /численность обучающихся (учитывается специфика: для учителя математики – к учащимся, которым преподается предмет; для учителя начальных классов – к учащимся его класса и т.п.).
Кол-во уч-ся, повысивших оценку по итогам периода/ численность обучающихся (учитывается специфика: для учителя математики – к учащимся, которым преподается предмет; для учителя начальных классов – к учащимся его класса и т.п.).
Кол-во учащихся – победителей и призеров предметных олимпиад, лауреатов и дипломантов конкурсов, конференций, турниров и т.д.
|
от 1 до 0,8 – 10 баллов; от 0,79 до 0,48 – 8 баллов; от 0,47 до 0,28 – 6 баллов; от 0,27 до 0,08 – 4 балла. Не более 10 баллов.
0 – 10 баллов; от 0,01 до 0,04 – 5 баллов; от 0,041 до 0,08 – 3 баллов от 0,081 до 0,12 – 1 балл. Не более 10 баллов.
от 1 до 0,8 – 15 баллов; от 0,79 до 0,48 – 10 баллов; от 0,47 до 0,28 – 5 баллов; от 0,27 до 0,08 – 1 балл Не более 15 баллов
Региональный уровень – 5 баллов; Муниципальный уровень – 2 балла; Школьный уровень – 1 балл Не более 5 баллов |
40 |
Пример: К1 – учитель математики ведет 5 классов, всего 150 уч-ся; на «4», «5» – 70 учащихся; 70/150 = 0,47 – 6 баллов К2 – учитель математики ведет 5 классов, всего 150 уч-ся; на «1», «2» - 10 учащихся; 10/150 = 0,07 – 3 балла К3 – учитель математики ведет 5 классов, всего 150 уч-ся; повысили оценку 50 учащихся; 50/150 = 0,33 – 5 баллов К4 – 5 уч-ся стали призерами школьных олимпиад; 1 балл за каждого уч-ся; – 5 баллов ИТОГО по критерию 1: 6+3+5+5 = 19 баллов |
|||||
2. |
Активность во внеурочной, воспитательной деятельности |
Индивидуальная дополнительная работа со слабо успевающими учащимися К5
Индивидуальная дополнительная работа с хорошо успевающими учащимися К6
Работа по привлечению учащихся к дополнительному, расширенному, углубленному изучению предмета за рамками тарифицированных часов К7
Воспитательная работа с учащимися за рамками функционала классного руководителя К8
|
количество учащихся, имеющих «3», «2», «1», с которыми проведена индивидуальная дополнительная работа/ численность обучающихся, имеющих «3», «2», «1».
количество учащихся, имеющих «4», «5», с которыми проведена индивидуальная дополнительная работа/ численность обучающихся, имеющих «4» и «5».
количество учащихся, посещающих факультативы, кружки и др. систематические занятия/численность учащихся (учитывается специфика: для учителя математики – к учащимся, которым преподается предмет; для учителя начальных классов – к учащимся его класса и т.п.).
Количество учащихся, вовлеченных в мероприятия воспитательного характера/численность учащихся (учитывается специфика: для учителя математики – к учащимся, которым преподается предмет; для учителя начальных классов – к учащимся его класса и т.п.). |
от 1 до 0,8 – 5 баллов; от 0,79 до 0,6 – 4 балла; от 0,59 до 0,4 – 3 балла; от 0,39 до 0,2 – 2 балла от 0,19 до 0,08 – 1 балл Не более 5 баллов.
от 1 до 0,8 – 5 баллов; от 0,79 до 0,6 – 4 балла; от 0,59 до 0,4 – 3 балла; от 0,39 до 0,2 – 2 балла; от 0,19 до 0,08 – 1 балл Не более 5 баллов.
от 1 до 0,8 – 5 баллов; от 0,79 до 0,6 – 4 балла; от 0,59 до 0,4 – 3 балла; от 0,39 до 0,2 – 2 балла от 0,19 до 0,05 – 1 балл Не более 5 баллов.
от 1 до 0,8 – 5 баллов; от 0,79 до 0,6 – 4 балла; от 0,59 до 0,4 – 3 балла; от 0,39 до 0,2 – 2 балла от 0,19 до 0,04 – 1 балл Не более 5 баллов.
|
20 |
Пример: К5 – обучающихся на «3», «2», «1» 50 чел.; проведены индивидуальные занятия с 10 учащимися; 10/50 = 0,2 – 2 балл. К6 – обучающихся на «4» и «5» 70 чел.; проведены индивидуальные занятия с 8 учащимися; 8/70 = 0,11 – 1 балл К7 – всего 150 уч-ся; количество уч-ся, посещающих факультативы, кружки – 50; 50/150 = 0,33 – 2 балла. К8 – всего 150 уч-ся; количество уч-ся, вовлеченных в мероприятия воспитательного характера 20; 20/150 = 0,13 – 1 балл ИТОГО по критерию 2: 2 + 1 + 2 + 1 = 6 баллов |
|||||
3. |
Обобщение и распространение передового педагогического опыта |
Проведение мастер-классов, открытых уроков, выступления на конференциях, семинарах, круглых столах, наличие опубликованных работ, наставничество и т.п. К9 |
Количество мероприятий |
Всероссийский уровень – 5 баллов; Региональный уровень – 3 балла; Муниципальный уровень – 2 балла; Школьный уровень – 1 балл. Не более 5 баллов. |
5 |
Пример: К9 –школьный уровень: мастер-класс, выступление на конференции, выступление на семинаре – 1 балл за каждое мероприятие – 3 балла ИТОГО по критерию 3: 3 балла |
|||||
4. |
Участие в методической, научно-исследовательской работе |
Наличие собственных методических и дидактических разработок, рекомендаций, учебных пособий и т.п., применяемых в образовательном процессе, участие в инновационной и экспериментальной работе, руководство методическими объединениями, секциями кафедрами и др. К10 |
Количество и объем собственных методических и дидактических разработок, рекомендаций, учебных пособий и т.п., применяемых в образовательном процессе |
В зависимости от сложности, объема и результативности работы до 5 баллов |
5 |
Пример: К10 – учитель математики является руководителем школьного методического объединения учителей математики, разработал и применяет методику проведения уроков по определенной теме – 5 баллов ИТОГО по критерию 4: 5 баллов. |
|||||
5. |
Использование современных педагогических технологий, в т.ч. информационно-коммуникацион-ных, здоровьесбере-гающих, в процессе обучения предмету |
Использование мультимедийных средств обучения, компьютерных программ, видео, аудио аппаратуры и пр., здоровьесберегающих технологий.
К11
|
Количество занятий с учащимися (в том числе уроков, факультатвных занятий кружковых занятий и др.) с использованием мультимедийных средств обучения, компьютерных программ, видео, аудио аппаратуры и пр., здоровьесберегающих технологий. |
На основе результатов внутришкольного контроля (ВШК) до 5 баллов |
5 |
Пример: К11 – учитель математики систематически, дидактически обоснованно использовал мультимедийные средства обучения, компьютерные программы – 5 баллов ИТОГО по критерию 5: 5 баллов. |
|||||
6. |
Повышение квалификации, профессиональная подготовка. |
Прохождение курсов повышения квалификации и переподготовки, обучение по программам высшего образования (для не имеющих такового), обучение в аспирантуре, докторантуре
К12
|
Свидетельства, сертификаты и т.п. о прохождении повышения квалификации и профессиональной подготовке (не менее 72 часов, в том числе по накопительной системе) |
Обучение по программам высшего образования – до 3 баллов Повышение квалификации – до 2 баллов; Профессиональная подготовка – до 2 баллов. Обучение в аспирантуре, докторантуре до 5 баллов Не более 5 баллов |
5 |
Пример: К12 – повышение квалификации в ПАПО – 2 балла ИТОГО по критерию 6: 2 балла. |
|||||
7. |
Субъективная оценка со стороны родителей обучаемых школьников |
Положительная оценка деятельности учителя со стороны родителей обучаемых школьников
К13 |
количество положительных голосов/ количество опрошенных
|
от 1 до 0,8 – 5 баллов; от 0,79 до 0,6 – 4 балла; от 0,59 до 0,4 – 3 балла; от 0,39 до 0,2 – 2 балла от 0,19 до 0,05 – 1 балл Не более 5 баллов. |
5 |
Пример: К13 – количество положительных голосов – 100; количество опрошенных – 120; 100 / 120 = 0,8 – 5 баллов. ИТОГО по критерию 7: 5 баллов. |
|||||
8. |
Субъективная оценка со стороны обучаемых школьников |
Положительная оценка деятельности учителя со стороны обучаемых школьников
К14
|
количество положительных голосов/количество опрошенных
|
от 1 до 0,8 – 5 баллов; от 0,79 до 0,6 – 4 балла; от 0,59 до 0,4 – 3 балла; от 0,39 до 0,2 – 2 балла от 0,19 до 0,05 – 1 балл Не более 5 баллов. |
5 |
Пример: К14 – количество положительных голосов – 110; количество опрошенных – 120; 110 / 120 = 0,92 – 5 баллов. ИТОГО по критерию 8: 5 баллов. |
|||||
9. |
Дополнительный критерий (устанавливается ОУ самостоятельно) |
Отражает специфику образовательного учреждения К15 |
|
не более 10 баллов. |
10 |
К13 – например, учитель осваивает и внедряет в практику работы программы повышенного уровня (классы с углубленным изучением отдельных предметов) и добивается высоких результатов – 10 баллов ИТОГО по критерию 9: 10 баллов |
|||||
ВСЕГО: 60 баллов из 100 возможных |
Реклама, прикреплённая к страницам сайта,
не зависит от нас. Она размещена хостинг
- провайдером.
Принудительная реклама используется для компенсации денежных затрат на
предоставление бесплатного хостинга.