Применение информационных технологий  при изучении физики в школе.

 

Из опыта работы учителя Непецинской школы Савчинского А.Н.

 

В современном обществе использование информационных технологий становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека. Овладение навыками этих технологий еще за школьной партой во многом определяет успешность будущей профессиональной подготовки нынешних учеников. 

Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой наиболее благоприятную сферу для применения современных информационных технологий. Проводимая в этом направлении работа содержит как чисто демонстрационную составляющую, так и составляющую, требующую активного применения учениками знаний, полученных на уроках физики и информатики.

  Применение компьютерной техники для лучшего усвоения школьного курса физики можно разбить на следующие направления:

1. Моделирование физических процессов, построение графиков - при изучении программирования и работе с электронными таблицами на уроках информатики и факультативных занятиях. (Построение траектории полета тела при переменной начальной скорости  и изменяющемся  угле вылета, модель принципа амплитудной модуляции, построение траектории движения молекулы  при разных концентрациях молекул и т.д.).

2.  Компьютерное тестирование учащихся. На уроках информатики и кружковых занятиях учащиеся сами готовят тесты по разным разделам физики и астрономии и экзаменуют друг друга. Простые тесты можно создать  с помощью обычных офисных программ с использованием гиперссылок.

Обучающими и некоторыми тестирующими программами ребята могут воспользоваться в кабинете информатики во внеурочное время, при подготовке к контрольным работам и выполнении домашних заданий. Ребятам, имеющим домашний компьютер, рекомендуется пользоваться ими дома.

3.  При выпуске физических газет, оформлении стендов кабинета физики, подготовке докладов и презентаций к уроку, наглядных пособий  ученики и учитель пользуются офисными программами, графическими редакторами, электронными энциклопедиями, возможностями Интернета  для получения качественного, насыщенного интересными фактами и иллюстрациями материала.

Хочется отметить, что доступность огромного количества рефератов в сети и на дисках привело и к отрицательным результатам: многие из ребят, освоивших Интернет, получив тему реферата, пытаются идти легким путем - воспользоваться уже готовыми работами, найденными в сети и на дисках, вместо того чтобы творчески поработать с полученной информацией.   

4. Большим подспорьем учителям, использующим компьютер на уроках, являются диски, специально разработанные для школы. В частности, физика представлена  дисками – 1С школа ФИЗИКА 7-11 Библиотека наглядных пособий ДРОФА и Интерактивный курс физики для  7-11 классов ФИЗИКОН.

Помимо иллюстрированных конспектов, вопросов и задач для самоподготовки, большого количества справочных таблиц на них имеется богатый выбор видеофрагментов, иллюстрирующих в виде мультипликации различные физические законы. Красочные, с чувством юмора, мультролики хорошо освежают урок. Видеофрагментами представлены также некоторые опыты по различным темам. Многие из них хороши тем, что их трудно поставить непосредственно в школьных условиях; другие дублируют известные опыты, но засняты красочно и акцентируют внимание на главном. 

Имеются на дисках и мультимедийные презентации по астрономии и физике.

5. Указанные выше диски и диск Открытая физика позволяют проводить также виртуальные эксперименты по различным разделам курса.  

Сложность применения данных дисков  в том, что  в них представлены удачные модели многих физических процессов, но не разработаны дидактические рекомендации по работе с ними в процессе учебной деятельности на уроке.

Для их применения в учебном процессе  мною предпринята попытка разработать серию вопросов и лабораторных работ по одной из тем (используется  диск Открытая физика раздел Термодинамика и молекулярная физика) с целью более эффективного применения моделей, представленных на дисках, при обучении учащихся и закреплении пройденного материала.

Результат работы представлен в виде конспекта интегрированного урока «Обобщение знаний по теме: «Молекулярная физика», «Термодинамика».

6. На внеурочных занятиях привлечь внимание к предмету помогают программы, использующие игровые, развлекательные моменты, – такие как  Невероятная механика. Головоломки. Примером синтеза развлекательности, научности и хорошего, доброго юмора является Интерактивная энциклопедия науки и техники Дэвида Маколи «ОТ ПЛУГА ДО ЛАЗЕРА». Она знакомит с работой более 150 различных устройств и основными научными понятиями, рассказывает о важнейших изобретениях человечества, а также об их изобретателях. Энциклопедия  снабжена большим количеством иллюстраций, анимаций, видеороликами, мультфильмами. К сожалению, пока таких программ немного.

При подготовке к уроку использование информационных технологий многогранно. Это можно проиллюстрировать на примере конкретного урока, проведенного мною в 8 классе по теме «Тепловые двигатели, транспорт и охрана окружающей среды».

Урок комбинированный, состоящий из 3 компьютерных презентаций, подготовленных учителем совместно с учениками старших классов:

1-ая презентация иллюстрирует вступительные слова учителя и доклады учащихся.

2-ая рассматривает проблемы экологии.

3-ая – возможные пути решения проблем.

Кроме презентаций использовались 2 видеофрагмента:

1 – Современный автомобиль (Электронная «Автомобильная энциклопедия»)

2 – Модель работы дизельного двигателя ( Физика. Электронная библиотека          наглядных пособий. Дрофа)

Были использованы различные виды работ учащихся:

а) Самостоятельный отбор материала к уроку по предварительно предложенным вопросам в виде таблицы (таблица «Двигатели внутреннего сгорания») 

б) Подготовка докладов и выступления на уроке.

1 доклад – «Акустический фон»,  2 доклад – «Загрязнение атмосферы»,  3 доклад –  «Экология рек» , 4 доклад – «Озоновая дыра» .

в) Самостоятельное заполнение таблицы «Вид транспорта – тип двигателя» с последующей самопроверкой.

г) При прослушивании докладов для активизации мыслительной деятельности и внимания учащиеся должны были ответить на вопросы, предложенные в таблице «Экологические проблемы человечества» с дальнейшим углублением ответов дома.

К данному уроку был подготовлен  стенд «Сегодня на уроке», где представлены основные тепловые двигатели, а также дается информация о предприятиях, НИИ и учебных заведениях города Коломны, связанных с тепловозостроением и выпуском дизельных двигателей. При создании стенда использовалась электронная энциклопедия «Коломна».

 Также подготовлены стенды «Физика и экология», «Пиши правильно»  (в нем приводится правильное написание терминов, встречающихся в ходе данного урока).

При подготовке урока использовался мультимедийный диск «Экология», книга А.П.Рыженкова «Физика и экология», пресса, иллюстративный материал подбирался  с различных компьютерных носителей информации.

На Московском областном конкурсе «Компьютер и школа» данный урок был отмечен Дипломом «За лучший урок с применением информационных технологий» в 2006 году.

Использование компьютерных технологий нашло своё применение при подготовке внеклассного мероприятия для младших школьников. Был разработан классный час «Доброе электричество – безопасные каникулы», который в октябре 2010 года представлен на конкурс, организованный ОАО «МОЭСК» при поддержке губернатора Московской области и министерства образования Московской области. На итоговом семинаре был отмечен Дипломом, школа награждена ценным подарком. Особый интерес участников семинара вызвала красочная презентация, положенная в основу классного часа.

                Разработки данного мероприятия и вышеописанных уроков можно найти на сайте Непецинской школы: nepschool2.narod.ru в разделе Педагогический опыт: уч. Савчинский А.Н.

 

 

Hosted by uCoz