МОУ Непецинской средней
общеобразовательной школы
Коломенского района Московской области
О преподавании курса «Духовное краеведение Подмосковья»
Учитель Савчинская Нина Алексеевна
Опыт духовной жизни приобретается по мере взросления и преодоления трудностей, он должен передаваться от поколения к поколению. Однако мы, современные люди, почти лишены этой преемственности. Связь поколений разорвалась, и нынешним семьям приходится практически всё начинать с нуля. Большинство родителей пришли к Православию, уже будучи взрослыми людьми. Некоторые не пришли до сих пор.
Однако забота о внутреннем мире человека-дело не только семьи. История показала, что когда в России воспитание зиждилось на православных основах, то это давало нашей стране мужественных полководцев, талантливых учёных, гениев музыки, живописи, литературы.
Наши дети живут и воспитываются в условиях, когда СМИ являются властью более могущественной, чем официальные государственные структуры. Именно СМИ играют теперь основную роль в вопросах воспитания, образования, культурного развития подрастающего поколения.
Пагубное воздействие всех этих структур на молодые, неокрепшие души мы ощущаем постоянно. Именно поэтому столь своевременно введение в школах курсов «Основы православной культуры» и «Духовное краеведение Подмосковья», которые предусматривают формирование качеств патриотизма и гражданственности, бережное и уважительное отношение к историческому прошлому своей страны, помогают осмыслить нравственные категории добра и зла, смысла жизни и их воплощение в житиях святых и героев Отечества.
Разумеется, говорить о результатах этой работы пока трудно. Во-первых, в ней должна быть определённая система, преемственность -от младшего школьного возраста к среднему и старшему. Во-вторых, преподавать данные курсы должны люди, не просто прошедшие специальную подготовку, но ещё и неравнодушные, внутренне готовые постигать шаг за шагом сложные основы русской православной культуры вместе с учащимися. В-третьих, необходима поддержка родителей, ибо только вместе с ними мы сможем активно воздействовать на душу ребёнка, формируя его внутренний мир.
И всё-таки первые шаги с Божией помощью сделаны, что позволяет подвести некоторые итоги.
Меня привлекает в курсе «Духовное краеведение Подмосковья» возможность беспрепятственно говорить о духовной стороне жизни, её нравственных категориях, убеждать ребят в том, что исполнение заповедей Божиих – единственный для православного человека путь к счастливой и гармоничной жизни, доступной каждому.
Кроме того, на наших уроках мы постоянно используем богатейший краеведческий материал, позволяющий узнать свои корни, почувствовать духовную связь с прошлым и ответственность за будущее. В качестве примера приведу урок «Святыня родного села». Разговор шёл об истории села Непецино, о храме в честь Георгия-Победоносца, о тех людях, которые спасали и восстанавливали разрушенную в советскую эпоху святыню. Многие подробности явились для детей настоящим открытием. Урок пробудил в них желание узнать родословную своей семьи, и некоторые по-настоящему увлеклись этим и провели целые исследования. Так обнаружилось, что среди предков одной из семей был знаменитый исследователь Папанин. В другой семье существовала, как оказалось, целая династия пчеловодов – несколько поколений! Собранные ребятами материалы легли в основу общешкольного вечера «Моя семья – моё богатство».
Для меня, как для учителя литературы, очень ценным итогом таких уроков были поэтические работы - своеобразный способ самовыражения детей. Некоторые стихотворения мне хочется привести в качестве примеров (см. приложение).
Безусловно, мнение учащихся о курсе «Духовное краеведение Подмосковья» тоже очень важно. Конечно, пока ещё не все готовы к восприятию материала курса, но отзывы некоторых детей внушают надежды на будущее: «Впервые задумалась о душе, о своём месте в этом мире» (Анисимова Е., 9 кл.); «Новый предмет очень интересен, так как обогащает твой внутренний мир, помогает понять значение русской православной культуры» (Казакова В.); «Мне нравится узнавать то новое, что было недоступно, я по-другому стал относиться к себе и близким» (Давыдейко Ф.,8 кл.).
В Пророчестве преподобного Серафима Вырицкого есть слова: «Наступят времена, когда развращение и упадок нравов молодых достигнет последних пределов. Они будут считать, что всё им дозволено для удовлетворения прихотей и похотей, ибо будут видеть свою безнаказанность. Но наступит время, когда будет глас Божий, когда поймёт молодёжь, что так жить дальше невозможно,- и пойдут к вере разными путями». Может быть, курс духовного краеведения – одна из ступенек, ведущая к этому пути?
Приложение
Чем Русь сильна?
Корням православными,
Идущими из глубины веков.
И над её церквями златоглавыми
Простёрла Богородица покров.
Чем Русь сильна?
Сильна своим народом,
И мужеством его, и красотой,
Душой и сердцем, и свободой,
Своей молитвою святой.
Чем Русь сильна?
Природою прекрасной,
Бескрайними просторами полей,
И песней ветерка, и русской пляской,
Печальным клином журавлей…
Всё это-Родина, Россия ,
Навечно для меня одна!
Веками в ней копились силы,
И вместе с нею – я сильна!
Лебедева Надежда
Вера – как цветок на глыбе каменной,
Пустит корни в душу человечества,
Приоткроет всем завесу тайную,
Поведёт людей на встречу с вечностью.
Вера – крепкий посох в бездорожии,
Ледяной ручей в жару ужасную,
Вера – как соломинка спасения
Утонуть готовому несчастному.
С верою - любое одолеется,
И дорога станет лёгкой, быстрою.
С верой на спасение надеемся,
Только верить нужно очень
Искренне…
Шох Дарья